В рамках празднования Дня города Горняка для его жителей и гостей работниками Детской библиотека г.Горняка была организована автобусная экскурсия Город на земле древних курганов.
В рамках празднования Дня города Горняка для его жителей и гостей работниками Детской библиотека г.Горняка была организована автобусная экскурсия «Город на земле древних курганов».
По историческим меркам наш город еще очень молод – ему немногим более 80 лет. А вот история земли, на которой стоит Горняк, насчитывает тысячелетия…
Историки утверждают, что земля эта была заселена уже в 3-ем тысячелетии до н.э. И это подтверждается находками археологов.
Экскурсия началась с посещения места древних курганов и автобус направился этим маршрутом. По пути пересекая ж/д переезд, где наши далекие предки искали самородные металлы, учились их ковать и плавить, в начале 20 века пролегла ж/д, а в этом месте, у железнодорожной насыпи, стояли бараки геологов Сургутановской ГРП.
По следам древних рудокопов ими было открыто в 1939 г. Золотушинское месторождение полиметаллических руд, названное по имени реки Золотушки, протекающей неподалеку.
К началу разработки месторождения и строительства города здесь уже были: железные дороги, ж/д станция им. Неверова села Успенка, Николаевка, зерносовхоз (сейчас пос. Кировский), степь, болото.
Далее автобус последовал на площадь Победы. Сегодня - это центр города, а когда-то здесь были огороды, рабочие рудника сажали здесь картофель, морковь, капусту и другие овощи.
Затем проехали мимо улиц, названия которых связаны с геологией. Улица Бурова – она названа именем Павла Петровича Бурова, известного геолога, исследователя Рудного Алтая.
За ней идет улица Довгаля, прежнее ее название – Западная. Здесь, недалеко от строящегося рудника, ставили свои дома - мазанки геологи. Их строили из единственно доступного здесь строительного материала - из глины, которую брали тут же. Со временем улица была переименована и стала носить имя Довгаля, главного геолога Сургутановской геолого-разведочной партии. Под его руководством и было открыто Золотушинское месторождение. Его изучением Николай Данилович занимался до конца своей жизни.
Автобус едет по асфальтированной дороге, а в военные и первые послевоенные годы дорог здесь не было вообще - были только тропы. Их протоптали рабочие рудника. Они каждый день ходили пешком из Успенки, Николаевки, Кировского (в то время он назывался зерносовхоз Локтевский). Весной и осенью, в распутицу, люди увязали по колено в грязи, зимой утопали в сугробах. В сильную пургу, чтобы не заблудиться в степи, привязывались друг к другу веревкой.
Автобус поднялся на сопку Рудную. Это место, о котором крупнейший исследователь нашего рудного района Юрий А.Шнейдер писал: «Золотушинский первый рудник работал еще в доисторические времена. Здесь были обнаружены на глубине 25 м – в восточной части рудника – узкие выработки древних рудокопов, медные их инструменты
(кайлы). … Почти нет ни одного рудника, сколько-нибудь значительного в наше время, который бы предварительно не был разведан древними
«горнорытцами».
В 1942 году здесь в тяжелейших условиях военного времени начинается строительство Золотушинского рудника - предприятия по добыче полиметаллической руды.
С чего начинался Золотушинский рудник? Вспоминает одна из первых рабочих Старикова Степанида Ивановна:
«Рано утром, как только коров выгнали в стадо, пошли мы, Гузеева, Попова и я на гору. Тогда там только 2 вышки было, да кустарник. Его мы и выкорчевывали. А уже после, когда очистили место, стали лопатами, ломами камень долбить, все вручную…»
Рабочих набирали из жителей близлежащих деревень. Мужчины были на фронте, и на рудник приходили женщины, подростки 16-17 лет, молодые девчата. Здесь давали хлебный паек, не то, что в колхозе, и люди шли на рудник, чтобы прокормить свои семьи.
Дату Приказа от 2 марта 42 года мы считаем Днем рождения города. Приказ предписывал: «развернуть горно-проходческие работы и вскрыть месторождение не позднее 15 марта1942 года».
Такими были главные инструменты, которыми начинали строить рудник.
22 апреля на сопке установили первые колышки и стали бить ствол будущей шахты.
Позднее для разрушения горной породы стали использовать взрывчатку. В августе 43-го года глубина шахты РЭШ составляла уже 40 м.
Шла война. Люди жили и работали по закону военного времени: «Все для фронта, все для Победы!». Условия труда на руднике были неимоверно тяжелыми.
Руду грузили вручную лопатами и вручную откатывали из забоя.
Под землей не хватало воздуха.
Горняки трудились до изнеможения. Голодные, мокрые, они выходили из шахты и шли домой в шахтерской робе, каске, неся с собой топор, пилу и обрезки досок под мышкой – топить в доме печь. А утром натягивали на себя непросохшую робу, с которой сыпалась руда, и опять шли на смену.
В тяжелейших условиях работали геологи, буровики, продолжая разведку месторождения.
Из воспоминаний Ивана Родионовича Карстена: «Работали без выходных по 8-10 ч, а иногда и 12 часов в сутки. Уходили домой только когда выполняли конкретное задание. Если приходили вагоны, шли на разгрузку угля, леса, оборудования. А потом опять на смену. И такая беспрерывная работа, когда совсем не удавалось поспать, длилась по 2-3 суток. Изматывались до предела».
1945 год. Вспоминает Иван Карстен: «9 мая 1945 года, как всегда, у нас был рабочий день. Примерно, в начале 11-го меня позвали к переговорной трубе. Вижу: у ствола девчата, необычно оживленные, плачут. С поверхности мне передают: «Сегодня – день 9 мая! Объявляется нерабочим днем! По-бе-да!!!! Остальное, как в хорошем сне - все плачут, все целуются и обнимают друг друга. Плакали даже мужчины и не стеснялись своих слез…»
9 мая на руднике был первый выходной день за всю войну. Дотемна звучали в степи звуки гармошки, песни и частушки.
1946 год. Золотушинский рудник возглавил новый директор Борис Федорович Новожилов, который за 8 лет кардинально изменил не только само предприятие, но и судьбу Горняка.
Там, где древние рудокопы искали медь, выросло передовое в своей отрасли предприятие – Алтайский горно-обогатительный комбинат. За годы своего существования он дал стране тысячи тонн цинка, меди, свинца, тонны серебра и золота. За самоотверженный труд многие работники были награждены государственными наградами. Четверо шахтеров были удостоены высшей награды Родины - ордена. Рядом с предприятием вырос город.
Давайте посмотрим на него – отсюда он хорошо виден. Горняк весь утопает в зелени. Об этом и мечтали шахтеры, геологи, строители – чтобы в степи вырос город-сад!
Автобус направился на улицу Миронова. Эта улица тянется через весь город – от северного поселка до южной окраины Горняка. Здесь, где мы остановились – историческое место. В 1942 году по нечетной стороне тут стояли первые палатки. Здесь, по воспоминаниям старожилов, начал строить первую землянку сменный мастер Иван Иванович Миронов, который ходил на рудник из Николаевки. Кругом, куда ни глянь, была степь, и рабочие, показывая на одиноко стоявшую землянку мастера, наверняка, шутили: «Гляди, улица Мироновская!». Так и получила она свое название – сначала Мироновская, а затем Миронова.
Условия жизни и работы первых строителей были неимоверно тяжелыми. На руднике не было жилья. В первую зиму часть рабочих была вынуждена жить в палатках. Вспоминает Иван Карстен: «Летом они еще нас спасали, а вот зимой, хотя пробовали обложить их снегом, а из бочек сделали печки, жить в них было одно мучение. В свободное от работы и разгрузки вагонов время стали строить землянки».
В землянках жили и наши далекие предки. А уж как радовались такому жилищу первые строители города!
Из воспоминаний И. Карстена: «Землянка, наша первая землянка! Уже нет ее, и кажется, никогда и не было. Я бы сохранил ее как дорогую реликвию. Она давала нам тепло и тот нехитрый уют из соломенного тюфяка и подушки из сена. Сюда мы шли летом, спасаясь от нестерпимого зноя и духоты. Сюда бежали зимой, насквозь мокрые, когда в 30-40-градусные морозы одежда моментально превращалась в ледяной панцирь и гремела как кровельное железо. И велика была твоя радость, когда друзья успели затопить печь, уступали тебе место у огня и помогали снять куртку и фуфайку».
К зиме 1943 года на месте палаток встали в ряд первые саманные дома-мазанки. Саман – большие кирпичи из глины и соломы - сделали в соседних колхозах. Остатки такого саманного дома можно увидеть на приусадебном участке дома № 21.
Всего было построено 13 домов – первая улица города. Правильно, улица пролегла рядом с дорогой, по которой ходили рабочие из Успенки на рудник, по ней же возили грузы со станции Неверовской.
Через дорогу, во дворе дома №38, был колодец с соленой водой, а рядом обустроили полуземляную баню. Работала она по субботам и воскресеньям, топилась по-черному, и на помывку здесь отпускалось 2 литра холодной и 2 литра горячей воды.
Электричества на руднике не было, даже керосиновая лампа была редкостью, и часто единственным освещением была коптушка, сделанная из картошки и фитилька.
В поселке не было воды. По ул. Кирова был единственный колодец с пресной водой, около него всегда стояла очередь в 5-10 человек, даже ночью. Еще была привозная вода – ее привозили на лошадях, в бочках, и выдавали по списку, утвержденному самим директором.
«Как же есть хотелось!» - вспоминают все, кому довелось это пережить.
Тяжело приходилось людям – бездорожье, промерзающие зимой землянки, продукты по карточкам, похоронки, приходящие с фронта. Жертвовали всем – сном, отдыхом, здоровьем. Знали одно: фронту нужен металл, и его нужно дать, во что бы то ни стало.
На Золотушинском руднике была острая нехватка рабочих рук. Это стало причиной привлечения к строительству военнопленных. Территория, прилегающая к Дому спорта «Родина», до ул. Кирова была огорожена 3-метровым забором, с вышками и колючей проволокой. Здесь был лагерь военнопленных (сначала немецких, а с осени 1945-го – японских военнопленных.)
Японцы все казались похожими друг на друга, небольшого роста, в одинаковых куртках на военный манер, на ногах – подобие унтов, в шапках, рукавицы на веревочках. Местные, глядя на то, как пленные работают, говорили: «Вот это работники. Как заведенные. Это не немцы. Сказали: так и так делай - делают, и главное, как хорошо. Не смотри, что маленькие».
Каждое утро открывались ворота лагеря, которые выходили в сторону ул. Советская и колонна военнопленных под охраной направлялась на строительство железной дороги от станции Неверовской до рудника.
Строили японцы и производственные помещения, и жилые дома; ими построено 2-этажное здание школы №1, которое стоит до сих пор. Дизельную электростанцию со станции Неверовская до рудника пленные тащили не один месяц.
Местные жители, особенно женщины, ребятишки с сочувствием относились к военнопленным-приносили им свою скудную еду в обмен на одежду, бинты, самодельные игрушки, которые здесь, на руднике, были в диковинку.
От голода, сурового климата, тяжелой работы пленные умирали. Их хоронили недалеко от железной дороги, которую они строили.
Экскурсия направилась к памятному знаку, который установлен в Горняке. Недалеко от него находится и место захоронения японских военнопленных.
Памятный знак японским военнопленным был установлен в 1993 году. Идея установления памятника принадлежит Татьяне Ивановне Рейзвих, в то время директору нашего краеведческого музея. Архитектор - Сергей Бочаров. На пьедестале установлены 2 стелы, символизирующие быстротечность жизни земной и вечность жизни загробной. На камне - ветка сакуры надпись на японском языке: «Живые помнят мертвых».
Памятный знак изготовлен из мрамора на Колыванском камнерезном заводе и установлен недалеко от места захоронения японских военнопленных.
Японцы, так же как и русские, в тяжелейших условиях работали на Золотушинском руднике. У местных вызывало уважение их трудолюбие, доброжелательность, удивляло уважительное отношение к женщине, любовь к детям, почитание своих предков. Японцы оставили о себе хорошую память.
Сюда, за тысячи километров, уже несколько раз приезжали делегации из Японии, чтобы поклониться праху своих предков.
Президент Все японской ассоциации бывших военнопленных Ракуро подтверждал: «В те тяжелые годы ваши люди находили в себе силы, чтобы поддерживать, подкармливать нас, проявляли к нам заботу и тепло».
Автобус следовал по маршруту, где заканчивалась территория Южного парка. Центральный вход в парк, с кассами смотрел на улицу Кирова. Парк был заложен в первый послевоенный год по инициативе нового директора рудника Бориса Федоровича Новожилова. Это было любимое место отдыха.
По вечерам, услышав звуки духового оркестра, спешили в парк и взрослые, и дети. Вспоминает Галина Александровна Ефименко: «…Там собиралось половина жителей Горняка и была танцплощадка, где играл духовой оркестр. Люди гуляли по аллеям, сидели на траве компаниями. Продавали тогда самую вкусную газированную воду по три копейки за стакан, правда, приходилось долго стоять в очереди, но это было совсем не скучно, потому что в центре парка был устроен небольшой фонтан и малышам разрешалось в нем плескаться!»
А еще в Южном парке был роскошный летний кинотеатр, в котором показывали кино и были павильоны для чтения и игры в шахматы.
«Летний театр выглядел как в сказке! - вспоминает Антонина Афанасьевна Шевченко, - а вокруг - необъятный степной простор!» - записывает она в своем дневнике.
И среди этого простора одна за другой появляются новые улицы – по одной из них мы сейчас едем. Раньше она называлась Степной – в соответствии с ландшафтом. Сейчас это улица Победы.
Автобус выехал на улицу Ленина. В начале 50-х годов в Горняке начинается бурное строительство. Строятся вот эти 2-х этажные кирпичные дома на улице Ленина, а также на улицах Кирова, Миронова – десятки счастливых семей празднуют новоселье! Идет строительство школ, больниц, детских садов.
В 1953 году Горняк становится центром Локтевского района.
Когда мы с вами говорим: Была построена шахта, появились в степи новые улицы, мы должны помнить, что все это – дело руководителем и незаурядным человеком был 1-й директор Золотушинского рудника Б.Ф. Новожилов. Экскурсия направилась к памятному знаку, посвященному, по сути, основателю нашего города – Борису Федоровичу Новожилову.
В 1946 году Бориса Федоровича Новожилова
назначают директором строящегося Золотушинского рудника. Рудник строился в голой степи.
Под руководством Новожилова Золотушинский рудник начал давать первую руду. Оценив возможности Золотушинского месторождения, Борис Федорович приложил много сил, чтобы был построен водовод от реки Алей, проведена высоковольтная линия электропередач; построена дополнительно шахта «Капитальная», для переработки добытой руды на месте, построена обогатительная фабрика. В поселке строились дороги, школы, детские сады, больницы, шло индивидуальное строительство. В 1946 году был заложен Южный парк. В 1951 году по инициативе Бориса Федоровича Новожилова началось строительство Дома культуры имени Островского.
Птешествие по маршруту «Город на земле древних курганов» подошло к концу. Мы говорим сегодня: Горняк! Будь вечно цветущим, красивым и звонким и каждому сердцу свети, как маяк.
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
Оставить сообщение: